izh-cbs.ru

 

nekrasov.izh-cbs.ru

Профессионалам

Библиотекарь ХХI века: новые реалии – новые требования.


…Мы обслуживали приходящих к нам читателей. Теперь мы должны обслуживать все население. Переход от категории «читатели» к категории «жители» не сразу понятен. Мы должны обслуживать тех, о которых забывали раньше, - постольку, поскольку они не приходили (или не могли придти) к нам - лиц с физическими недостатками: инвалидов, слепых, глухих. Мы должны знать, почему к нам не ходят или в нас не нуждаются.
Мы использовали, в основном, фонды одной библиотеки и собственные потенциальные возможности. Теперь мы должны мобилизовать ресурсы библиотек региона или совокупный библиотечный фонд - не только с помощью традиционного МБА, но также благодаря преимуществам электронной доставки документов. Не всем и не всегда нужна книга, статья, документ, многие могли бы удовлетвориться информацией. С помощью современных технологий мы получили поистине безграничные возможности извлечения любой информации из мировых информационных ресурсов. Надо научиться работать по-новому.
Наши библиотеки должны стать удобными и приятными для посещения и работы. Исходить надо из того, что читатель приходит в библиотеку для встречи с книгой или журналом, а не для выяснения тех или иных возможностей встречи у библиотекаря. Все фонды публичной библиотеки должны быть открытыми и доступными. Из них надо удалить все то, что тяжкими оковами лежит «на инвентаре» библиотеки и снижает обращаемость. Надо подумать, почему сегодня большая часть фондов находится в закрытом хранилище читального зала, а меньшая - в распоряжении абонемента. Может быть, стоит сделать наоборот? Может быть, во многих библиотеках вообще лучше обойтись без жесткого деления на абонемент и читальный зал?
Надо подумать о путях развития компьютеризации в публичных библиотеках. Давайте посмотрим, чем компьютеризация выгодна читателю, что он получил такого, чего не имел раньше. Не надо останавливаться на внешних эффектах, на светящихся голубых экранах мониторов, на электронных каталогах «своей библиотеки», целесообразность и экономическая эффективность которых весьма и весьма сомнительна. Во многих ли библиотеках внедрен единый - и машиночитаемый - читательский билет? Освоены автоматизированные технологии регистрации книговыдачи, охраны фондов, контролируемого «входа-выхода», статистики, предварительного заказа (выстраивания очереди) на новые книги? Почему мы сводим компьютеризацию к электронным каталогам и останавливаемся на этом?
Мы перечислили всего несколько проблем, возникающих на пути от советской массовой к современной публичной библиотеке. Можно было бы добавить еще и еще. Но не в этом суть. Попробуем ответить на вопрос: от кого зависит сегодня прогресс в развитии библиотеки? 
Конечно, от библиотекаря. Того самого библиотекаря, который получил образование в 70-80-е гг. Статистика говорит о том, что таких библиотекарей сегодня 50%, еще 20% тех, которые завершили образование раньше. Они - и это тоже традиционно для советской библиотеки - по возрасту и стажу занимают ключевые посты в библиотечной администрации. Так получилось: они воспитаны иначе. Многие десятилетия не требовалось постоянного повышения квалификации, понятия «непрерывное образование» у нас, как известно, не было. Выражение «надо подумать», прямо скажем, тогда было бы воспринято с удивлением: думали «наверху», сверху спускались приказы и рекомендации. «Внизу» надо было не думать, а выполнять десятки инструкций и директив.
Судьбы публичных библиотек во многом зависят от того, как быстро сможет перестроиться сознание библиотекаря. Пока мы сталкиваемся с тем, что многие проблемы решаются с помощью внешних, видимых невооруженным взглядом операций. Нужна компьютеризация - так мы имеем ее: купили два компьютера, взяли на работу математика. Новая идеология? Это еще проще: убрали с полок синие и коричневые собрания сочинений, поставили Библию. Рыночные отношения? Конечно, мы - за: ввели, например, ночной платный абонемент. В некоторых библиотеках перечень так называемых платных услуг в несколько раз больше бесплатных, но этого никто не замечает, так как никому не приходит в голову перечислить «бесплатные услуги» - какие уж тут услуги, когда бесплатным осталось одно самообслуживание...
Говорить о профессионализме библиотекарей публичных библиотек трудно. В штате можно обнаружить лиц самых разных специальностей, но больше всего неудавшихся учителей. Почему за просчеты педагогических вузов должны отвечать библиотеки? Об этом надо думать: сегодня в стране развернута сверхнормативная подготовка специалистов юридических и экономических специальностей. Завтра они придут к нам на работу. И мы вынуждены будем платить им ту же зарплату, которую получает дипломированный библиотекарь. К слову сказать: этих, последних, с каждым годом становится все меньше. Практически все вузы культуры сокращают набор. Стало модным придумывать новые названия, якобы привлекающие  выпускников: на «библиотекаря», дескать, не так пойдут, как на «менеджера информационных ресурсов». Уж сколько лет готовят менеджеров, но в библиотеки они не попадают. А если и попадают, то начинают работать библиотекарями и библиографами.
Библиотекарь XXI в. будет профессионалом. Объем специальных знаний, умений и навыков существенно возрастет, прежде всего, за счет расширения границ «библиотечного познания». Придется выходить на мировые информационные ресурсы, а это значит - уметь работать с OCLC, электронными базами данных за рубежом, знать их «инструментарий» - системы классификации и предметизации. Иностранный язык, прежде всего английский, станет рабочим, применяемым в повседневной практике. Компьютер будет столь же необходимым «приложением» к библиотекарю, как телефон и авторучка.
Надо ясно представлять себе тот факт, что образование и повышение квалификации в нашем деле станут в XXI в. целенаправленными. Нужны работнику библиотеки знания, умения и навыки - он должен будет их приобрести. Конкретный вклад каждого сотрудника будет измеряться делом, умением работать, а не «корочками». Вот тогда, наверное, мы все будем помнить, что изучали в вузе.
Если говорить о публичных библиотеках, то здесь одной из центральных проблем станет проблема психологической подготовки библиотекаря. Пока распространено мнение, что лишь некоторым, так сказать, «талантливым» от бога, дано работать с читателями. Другим - не дано. Надо учиться практической психологии. Уметь наладить контакт с самым неразговорчивым читателем. Раскрыть, разгадать «трудных читателей» (ведь все знают, что есть и такие, мы работаем с ними по формуле «сдал - взял»). Сделать библиотеку родным домом для читателей - одна из самых сложных задач.
Надо переломить сложившийся в обществе стереотип в отношении профессии библиотекаря. Тогда и только тогда изменится и оценка обществом нашего труда, он будет и оплачиваться иначе. Только мы, библиотекари, можем доказать обществу свою ценность, уникальность, незаменимость. Но для этого мы сами должны работать иначе, научиться уважать себя. Придется очистить профессиональную среду, освободиться от тех, кто считает библиотечное дело легким и работает без напряжения. Придется много учиться, спокойно воспринимать новые реалии, постоянные изменения и перестройки.
Очень беспокойной будет жизнь библиотекаря в XXI в.

 

Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сборник статей и докладов /
Э.Р. Сукиасян - М. : Фаир-Пресс, 2004. - 447 с.

 

Кодекс этики российского библиотекаря

Принят Конференцией
Российской библиотечной ассоциации,
XVI
Ежегодная сессия,
26 мая 2011 г., город Тюмень.

ПРЕАМБУЛА

Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.

Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:

– библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;

– распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;

– библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;

– гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;

– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ

– руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;

– противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;

– соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;

– способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;

– стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ

– уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;

– обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;

– обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;

– обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;

– обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;

– способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;

– содействует развитию информационной культуры личности;

– пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;

– содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;

– не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;

– защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ

– проявляет доброжелательность, уважение и честность;

– участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;

– способствует профессиональному становлению молодых кадров;

– соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;

– стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;

– результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.

ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЬ

– стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;

– прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;

– заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;

– в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;

– не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА

Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.

РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей.

Совет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии.

 

Источник: Сайт Российской библиотечной ассоциации

 

Вся подробная информация по научной и методической работы находится на страницах

блога Научно-методического отдела http://izhnmo.blogspot.ru/

ИЖЕВСК МЕНЯЕТСЯ

Назад Вперед

ИЖЕВСК ЧИТАЕТ



КАРТА К ЮБИЛЕЮ ВОВ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

Назад Вперед
Сейчас 11900 гостей онлайн
sideBar